Тритон-Лизинг
Популярность автолизинга

История возникновения лизинга

История арендных отношений насчитывает
более 4000 лет
В шумерском городе Ур историками были найдены первые договоры аренды. Они были написаны на глиняных табличках, датируемых 2000 г. до н.э. Исходя из исторических документов, храмовые священники - арендодатели, заключали договоры с местными фермерами. В основном древние шумеры арендовали сельскохозяйственный инвентарь.

Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, относили аренду к привлекательному, доступному, а порой и единственно возможному способу приобретения оборудования, земли и домашнего скота.

Например, финикийцы успешно сдавали в аренду морские суда, предлагая в качестве дополнения свои команды. Долговременные чартерные соглашения подписывались на срок, который покрывал весь расчетный период экономической жизни судов. В связи с этим, арендаторы принимали на себя большую части обязательств, которые вытекали из монопольного использования арендуемых средств.

В Риме практиковался комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности. Такое тип отношений отражался как в договорном, так и в вещном праве.

В древности лизинг не ограничивался арендой каких-либо определенных типов собственности. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.

В Венеции XI века существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями. Венецианцы практиковали аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания якоря возвращались владельцам, которые в свою очередь вновь сдавали их в аренду.

В средневековье арендная деятельность была несколько ограничена. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади. Большой популярностью также пользовалась аренда рыцарских доспехов, купить которые мог далеко не каждый.

Операции, аналогичные современному лизингу, применялись также и в Англии. В соответствии с Английским поземельным законом того времени, аренда движимого имущества признавалась неправомочной. Но долгосрочная аренда реальной собственности допускалась, а иногда была и единственно доступным способом, в связи с жесткой системой земельного законодательства.

Предметом аренды чаще всего выступали фермерское оборудование и лошади. К одному из первых нормативных актов Великобритании, регулирующих отношения, идентичные лизинговым, относится Закон Устав Уэльса 1284 года.

В 1572 году в Англии был принят законодательный акт, который разрешал использовать только действительный, а не мнимый лизинг. Таким образом, арендные договора, подписываемые на разумных основаниях, признавались законными. Принятие данного закона было связано с участившимися случаями сделок, проводимых для сокрытия истинного положения вещей - кто собственник, кто владелец. Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.

Соответственно, идея разделения владения и собственности и возможность извлекать выгоду из владения, известна праву и практикуется с древнейших времен.

Начало XX века в Великобритании сопровождалось увеличением количества товаров, сдаваемых в лизинг. Данное обстоятельство было связано с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования. Особую роль также сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.

Изначально собственники каменноугольных копей покупали вагоны для перевозки угля. Но вскоре стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. Выработка угля постепенно возрастала, открывались новые шахты, а соответственно выросла потребность в большем количестве вагонов.

Небольшие предприятия использовали данную ситуацию для выгодного вложения капитала. Они покупали вагоны для угля, и в дальнейшем сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Вскоре начали появляться предприятия, единственной целью которых был лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов.

В договора постепенно стало вводиться право на покупку (опцион), которое предоставлялось пользователю по окончании срока лизинга. К одной из причин появления такого условия относилось то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, если существовала перспектива их последующего приобретения в собственность.

Такой тип сделок получил название договора аренды - продажи. В дальнейшем, развитие лизинга и аренды - продажи привело к необходимости разграничения договоров лизинга и аренды - продажи.

В начале XIII века в США был зарегистрирован первый арендный договор персональной собственности. По этому договору члены гильдии получили в аренду лошадей, фургоны и коляски.

В дальнейшем рост лизинговой активности, как и в Великобритании, был определен развитием железнодорожного транспорта. Проблемы роста были очень схожи с английскими. Железнодорожные компании занимались поиском возможности для получения вагонов в пользование, а не в собственность, либо выставляли частным грузоотправителям условие о самостоятельном предоставлении вагонов.

Для обеспечения необходимой рентабельность вложений, инвесторы стали финансировать приобретение локомотивов и железнодорожных вагонов. Управление оборудованием производилось через трасты, создаваемые за которыми стояли банками или трестами. Сертификаты трастов, при этом, продавались инвесторам, тем самым предоставляя им право на получение доходов в размере определенных процентов на размер инвестиций.

Управляющий трастом, как и при современных лизинговых отношениях, платил изготовителю за полученное от него оборудование, впоследствии собирал арендную плату с пользователя данного оборудования на протяжении всего срока действия договора. Размер арендной платы по своему размеру должен был покрывать обязательства, вытекающие из сертификатов, которые были выпущены для продажи инвесторам.

Существовало несколько разновидностей трастового использования оборудования. К наиболее часто использованному типу финансирования железных дорог относился план «Филадельфия», допускающий передачу прав монопольного использования оборудования конечному пользователю по завершении изначально определенного срока арендного договора. Данный план стал предшественником сегодняшних условных коммерческих контрактов лизинга по модели «деньги - на деньги».

В начале XX века многие железнодорожные лизинговые компании пришли к выводу, что возрастающее число грузоотправителей не стремиться к долгосрочному управлению или монопольному использованию вагонов, что предусматривало предоставление оборудования в трастовое (доверительное) пользование. Вместо этого они требовали краткосрочного его использования. Для выхода из данной ситуации, трасты стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По истечению срока контракта, вагоны должны были возвращаться арендодателю, сохранявшему за собой право собственности. Данный вид арендных договоров дали начало операционного лизинга.

Заинтересованности производителей техники и оборудования в получении необходимого финансирования способствовало дальнейшее развитие экономических отношений. Данное обстоятельство вызвало в начале XX века в США волну нового вида кредитования - кредита, выплачиваемого по частям.

Изготовители и продавцы пришли к выводу, что они смогут продать больше, если с необходимым оборудованием предложат более привлекательный для клиента план - график выплат. Зародившаяся практика лизингового финансирования, обеспечиваемого продавцами, остается до настоящего времени важнейшим инструментом поставок по лизингу.

Первое употребление термина «лизинг» относится к 1877 году. Телефонная компания «Белл» приняла в этом году решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать клиенту оборудование только на основе арендной платы.

Данная операция оказала большое воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, которая воплощалась в новых машинах. Исходя из этого, многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую защитить свое монопольное право на использование «ноу-хау».

Компании стали практиковать предоставление оборудования только на условиях аренды. Принятое в США антимонопольного законодательства, положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выставлять оборудование на свободную продажу.

Во время второй мировой войны правительство США использовало контракты с фиксированной рентабельностью. Это способствовало обеспечению важного стимула для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Подрядчики отдавали себе отчет в том, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь во время войны, и что, скорее всего, контракты не будут возобновлены после ее окончания.

Таким образом, промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Помимо этого, специализированные станки и машины часто имели ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственные подрядчики пришли к выводу, что аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором подряда способствует минимизации риска. В случаях, если требовались большие специализированные машины и инструменты, само правительство должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя.

В это же время стремительное развитие получил лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы для расширения сбыта своих автомобилей, эффективно использовал аренду Генри Форд. Торговый агент из Чикаго - Золли Фрэнк, в начале 40-х годов предложил долгосрочную аренду автомобилей. Сегодня этого человека называют «отцом современного автолизинга». Первые лизинговые компании появились спустя десять лет - в середине 50-х годов XX века.

В 1952 году в Сан-Франциско было создано акционерное общество, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности - известная американская компания «United States Leasing Corporation». Ее основатель Генри Шонфельд, создал компанию для одной лизинговой сделки, но впоследствии понял, что лизинговой бизнес может стать очень перспективным.

В начале 60-х годов активное участие в лизинговых операциях стали принимать коммерческие банки США. Дальнейшему развитию лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, которое позволило банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.

1982 год стал знаменательным для лизинга авиационной техники. В это время корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с Боингом-727.

В России финансовая аренда появилась намного позже – в начале 90-х годов. Поэтому история лизинга в России насчитывает всего полтора десятка лет, в то время как на Западе – больше полвека.

В 70 - 80-е годы лизинг в нашей стране рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как:

- крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки,

- поточные линии,

- дорожно-строительное,

- кузнечно-прессовое и энергетическое оборудование,

- ремонтные мастерские,

- самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т. д.

При этом лизинг, как правило, фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.

Достаточно широко применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением «Совтрансавто». Данная организация приобретала за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.

В международных операциях лизинг применялся крайне редко. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось, в основном, из-за того, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования.

В апреле 1989 года, в связи с тем, что предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений.

Начало развития лизинговых операций на российском внутреннем рынке можно определить серединой 1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

В октябре 1994 года была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг», которая в 1994 году «Рослизинг» стала корреспондентским членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний «LEASEUROPE».